Российский рынок трубопроводной арматуры постоянно находится в центре внимания отечественной профессиональной медиасреды. Это закономерно, так как от его состояния, направления и наполнения зависят все варианты и возможные перспективы развития отрасли арматуростроения России в целом. Полтора года назад в нашем журнале «Вестник арматуростроителя» № 6 (81) 2023 в статье «Китайская матрешка» отечественного рынка арматуры» были рассмотрены аспекты структурирования этого рынка в разрезе сотрудничества с российским крупнейшим экономическим восточным партнером. Вопросы и проблематика международной кооперации в предоставлении возможностей проникновения и доминирующего преобладания на нашем рынке изделий из КНР оказались сильно преувеличены околопрофессиональной общественностью, причины этого подробно рассмотрены в нашей прошлой статье. Но раз эта тема остается в публичном дискурсе, внимание продолжаем уделять этому и мы в настоящей статье спустя полтора года: что произошло за истекший период, как изменилось мнение наших читателей по беспокоящей теме. Остается ли вопрос актуальным?
Опрос в виде голосования по конкретизированным вариантам ответов, проведенный недавно на сайте ARMTORG.RU, действительно показывает динамику в сторону увеличения доверия к китайской продукции. Полную диаграмму результатов опроса смотрите на рис. 1.
Учитывая, что оценка репрезентативности данного опроса не предполагается, а фактически опирается только на состав посетителей сайта ARMTORG.RU, что само по себе практически не подразумевает случайных людей, не имеющих отношения к арматуростроению, то можно принять результат относительно приемлемым. Даже несмотря на то, что в том же номере журнала была еще статья об опыте оценки качества продукции из Европы на примере поставки от компании с 60-летней историей JASTA Armaturen, когда на фактически подтвержденных недостатках доказывается, что слепая вера в лейбл Made in Germany также не является знаком равенства качеству. Описанный в статье негативный опыт был основан на поставках клапанов Ду1800 лета 2023 года, а по факту и летом 2025 года пользователи и участники рынка арматуры зачастую верят в «легенду» о «европейском качестве». Хотя оно бесспорно присутствует, и на его уровень ориентируются и российские, и китайские арматуростроители, за скобками остается вопрос стоимости этого качества. Большинство участников рынка хочет высокий уровень качества, технологичности и ресурса по стоимости «масспродукта». Отсюда и высокий уровень имитации технической новизны и качества, а не реальные результаты глубокой научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (НИОКР) многих производителей. Пока условные «маркетологи» продолжают побеждать условных «инженеров».
И спустя полтора года после прошлой нашей публикации фактически ничего не поменялось. Такой вывод напрашивается из беглого анализа тендерных запросов на сайтах о закупках предприятий, где более 25 % запросов по теме трубопроводной арматуры – это ценовые. А если провести более въедливый анализ составления заявок на тендер и по количеству технических ошибок в названиях арматуры, и даже грамматических, то становится грустно от уровня грамотности специалистов, участвующих в формировании рыночных отношений в арматуростроении. Пока можно остановиться на выводе о том, что картинка состояния рынка нашей арматуры в виде «Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Цена определяет все! Менеджеры всех уровней пляшут от бюджетов, а не от технологий или качества. Рассматривая проблему качества любой арматуры и произведенную в Китае в частности специалисты, принимающие решения, в основном ориентируются на заявленные характеристики в связке со стоимостью, забывая известный принцип о соответствии «надписи на заборе с содержимым того, что за этим забором». Очень редко в новостных материалах отрасли можно прочесть о проведении опытных и испытательных мероприятий арматуры по крупным заказам, не говоря уже о средних и мелких. Озвученная ранее инициативная деятельность Благовещенского арматурного завода по периодической проверке различных видов арматуры из КНР, которая господствует на нашем рынке, не получила публичного продолжения у других производителей арматуры в России, хотя это могло бы серьезно дисциплинировать поставщиков, да и дать основания специалистам отрасли противостоять менеджменту апелляциями к цене в угоду качеству и технологии.
В подтверждение такой картины на сайтах агрегаторов на «околоарматуростроительную» тематику были размещены сообщения об испытаниях отдельных экземпляров китайских задвижек проходного диаметра 50 мм (рис. 2). В принципе, эти задвижки выдерживали требуемые параметры давления и обеспечивали перекрытие потока среды, но для вращения тока затвора требовали кратно большее усилие вместо заявленного в техническом паспорте 52 Н·м, крутящий момент на шпинделе маховика составил 120–140 Н·м. И известное уже лет пять закусывание резьбой шпинделя набивки, которая изготовлена из терморасширенного графита (ТРГ). Давняя конструкторская недоработка заключается в том, что при закрытии задвижки (клин в положении закрыто) резьба шпинделя входит в сальниковую камеру на 40 мм и разрушает кольца ТРГ. Изготовитель сэкономил на массе изделия, уменьшив габариты, но существенно уменьшил ресурс изделия и технологическую пригодность для большинства приложений изделия в промышленности. Понятно, что такие новости не могут попасть в мейнстрим отраслевых новостей, так как их ньюсмейкеры не признаны авторитетными участниками рынка и такие известия негативно влияют на эффективный менеджмент, считающий бюджет сделок, а не грамотность выбора комплектующих того или иного объекта приложения ТПА.
У рыночных отношений есть еще одно основополагающее понятие – сделка. Объектом сделки является товар на рынке. Сделка – это как палка, которая может больно бить глупых и недальновидных выгодоприобретателей по сделке, а может быть и конструктивом для чего-то более серьезного в будущем, например моста сотрудничества. Палка – она имеет два конца в обычном понимании, если она не коряга! У сделки также есть две стороны – продавец и покупатель, если только это не какая-нибудь коррупционная схема! За прошедшие последние годы отечественный рынок арматуры претерпел серьезную экспансию импортных изделий и технологий, в основном из Китая. Это стало возможным так заметно из-за того, что некогда более 20 лет зашедшие в результате «тихих» сделок в правительственных кабинетах и на скромных яхтах нефтегазовых отечественных олигархов западные арматурные бренды особо не двигались по ценам (сколько называлось, столько и прописывалось в сделке), скорее всего они между собой делили сектора своего проникновения в российский бизнес. А вот эти же западные компании после случившаяся стаи «черных лебедей» в период с 2014 по 2022 год в политике, экономике, международных отношениях, параноидальных изменениях интеллекта западных элит, очень шумно хлопая дверьми, удалились из России. Это и стало предвестником свободного захода на их место товаров из Китая в освободившиеся ниши. И действительно, в период первоначальной свободы (читай – анархии торговцев!) при отсутствии внятных действий внешнего регулятора палки таких сделок начали лупить по конечным потребителям некачественной, на скорую руку сделанной продукцией для сферы ЖКХ, энергетики, трубопроводного транспорта, промышленности и т. д. Наконец регулятор в виде правительства и его министерств начал просыпаться и постепенно, обновляя свои руководящие кадры новыми действительно рабочими персоналиями, стал уделять регулированию рынка настоящее и действенное внимание. Появились программы развития отечественного производства, меры по стимулированию российского производителя, появились инновационные проекты зон налоговых льгот и преференций. Этим темам мы регулярно посвящаем статьи. России есть чем удивить иностранцев из Европы и Америки в условиях ведения бизнеса у нас. Покрытие и разнообразие интернета, цифровизация налогообложения и удобство взаимодействия с государственными услугами для бизнеса, развивающаяся бурными темпами транспортная инфраструктура, современные логистические комплексы, обслуживающие запросы конечных пользователей товаров и услуг, предоставляемых бизнесом. Это далеко не все. Сегодня речь о совершенствовании и улучшении роли регулятора в рыночных отношениях. Недавно, 23 июня, Минпромторг РФ в лице министра Антона Алиханова заявил РИА Новости, что заканчивает тестирование и проводит заключительные эксперименты по запуску системы выявления псевдороссийских производителей и предприятий-фантомов, в этой работе используется система маркировки.
«Мы проводим эксперимент для выявления таких производителей и предприятий-фантомов. <…> Если по индикаторам риска система выявляет, что деятельность таких компаний отклоняется от нормы и вызывает подозрение. Тогда представители ЦРПТ и Роспотребнадзора проводят проверку на местах. По факту они выявляют, есть ли реальное производство или лишь юридическое лицо, которое легализует незаконную продукцию», – заявил Алиханов.
Пока система опробуется на товарах для наиболее чувствительной части потребителей продукции легкой промышленности, фармацевтики. Принцип работы системы состоит в обязательной маркировке продукции на соответствие заявленным характеристикам, сертификатам, другим разрешительным документам, регистрация и ведение базы производств и продукции, производимой в России или ввозимой по вариантам прямого или параллельного импорта.
«В ряде случаев есть основания полагать, что это импорт, который оформляется как продукция российского происхождения, чтобы уйти от таможенных пошлин и контроля», – пояснил министр в интервью РИА Новости.
По итогам эксперимента будет разработан и реализован механизм ограничения выдачи таким юридическим лицам кодов маркировки и блокировки их продукции. Это, если честно, практически слово в слово реализация идеи, изложенной в нашей статье полтора года назад по выявлению предприятий, появившихся буквально за пару-тройку месяцев перед крупной сделкой и со среднесписочной численностью в три человека, зарегистрированных в небольшой деревне на пустыре. Теперь эти посылы к регулированию рынка озвучивает министр. Понятно, что применить такое регулирование к продукции арматуростроения, имеющей серьезное влияние на крупнейшие инфраструктурные проекты или на отрасли, важные для экономики в целом, скоропалительно нельзя, но вопросы изменений в сертификации, внедрения маркировки и регистрационной цифровизации в экспертном отраслевом сообществе существуют.
Есть еще один острый и полемичный вопрос в замещении отдельных видов брендированной продукции из Европы и Америки на «премиальный» сегмент аналогичной продукции китайских производителей, и вопрос этот кратко звучит так: «А есть ли смысл?» Конечно, у поверхностных людей, которые есть в любой сфере бизнеса, не только в нашей арматуростроительной отрасли, но и в других, у таких людей, которые толпятся на многочисленных выставках и форумах со смыслом в глазах «на посмотреть», такой вопрос может существовать. Профессиональных опытных специалистов маркетинговые уловки «псевдохрома», блеска начищенной нержавейки, фантастических заявлений о свойствах и качестве герметизирующих материалов, футуристических форм и неадекватной цены эти вещи не впечатлят, независимо от того, в Европе, Америке или в Азии это сделано. Более-менее оптимально существовавшая еще недавно (пять-шесть лет назад) международная кооперация в бизнесе (не глобализация, а кооперация!) позволяла делать достойную продукция, используя технологические и энергетические преимущества различных государств во имя производства достойной продукции. А сегодня часто шумные интернет-истерики различных групп типа «любителей Маска» или «Исключительно Европейских розовых пони» создают видимость какого-либо серьезного сдвига в разрезе спроса-предложения в сторону некоей «люксовой» продукции из КНР.
Чтобы никого случайно не обидеть упоминанием имен брендов, сошлемся на аналогию в автомобилестроении. Сегодня рынок России заполонили китайские автомобили. Разные автомобили, с разными характеристиками и разных ценовых категорий – у потребителей разбегаются глаза, и они теряются в поиске достоинств либо, наоборот, в недостатках продукции из Поднебесной. Условные консерваторы страдают от отсутствия европейских позиций на рынке. Пробуем расставить все на свои места. Нет на Земле отдельно Рая и Ада! Нет ничего абсолютного! Все течет, все изменяется. Европейские производители сейчас в глубокой рецессии или в процессе перемещения бизнеса в более энергетически выгодные регионы. Их конкурентоспособность серьезно подорвана современной международной обстановкой, зачастую их собственными национальными регуляторами, властями, элитами. Умные производители ищут решения. Чтобы не задеть чью-то ранимую индифферентность к технической политике, да и к политике вообще, германская компания Mercedes на базе совместного предприятия с Beijing Benz Automotive Co., Ltd (BBAC) выпускает «Мерседесы» с 2005 года. Там производятся четыре модели Mercedes-Benz: C-Class, E-Class, GLA и GLC. В 2018 году был выпущен юбилейный миллионный Е-класс нового поколения. Чей это продукт, европейский или китайский?
Нужно понимать, что сегодня изменилась философия маркетинга, а материалы, технологии, качество производственного персонала изменяются совсем по другой траектории. Исчезли условные границы областей Европы, Америки, Азии. Скоро в эти исчезнувшие области ведения бизнеса будут внесены Африка, видимо, и Япония с Южной Кореей. Производители брендов условно из Европы Tecofi (Франция), Naval (Финляндия), Giacomini (Италия), LDM (Чехия) и, конечно, другие гиганты вроде Siemens или Danfoss имеют пока свои преимущества, но они постепенно и сравнительно быстро исчезают. Конкурентоспособность европейской продукции становится ниже продукции из других государств, в том числе и из КНР. Даже по такому принципу, как степень риска срыва сделки или проблемы послепродажного сервиса (с чем у Китая тоже есть проблемы). Есть простая табличка – не для маркетологов (рис. 3.), исходя из которой, получаем, что пара параметров относительно логистики и рисков нивелирует все преимущества одних над другими. Это и есть конкурентное преимущество!
И, к слову, 26 июня на своем сайте Минпромторг подтвердил, что не намерен запрещать механизм параллельного импорта и продлит срок действия этого механизма на 2026 год.
Недавно в новостях нашей отрасли было озвучено, что некий российский опытно-исследовательский производственный центр завершил испытания и сертифицировал технологию изготовления корпусов резервуаров для застрявших из-за санкций в процессе производства на стапелях газовозов. Россия отныне может быть в пятерке стран-обладателей таких уникальных судов. Санкции делают нас сильнее!
Возвращаясь к высказанным в позапрошлогодней нашей статье тезисам о якобы легкости проникновения серьезным легальным производителям трубопроводной арматуры на российский рынок, обратимся к выводам, опубликованным известной китайской компанией о путях и стоимости попадания на рынок России. Все это было оформлено также в краткую табличку. Самыми актуальными и наиболее приемлемыми для обеих сторон сделки там определялись создание совместных предприятий (смотри выше приведенный пример Mercedes и Beijing Benz Automotive Co., Ltd), работа через прямые поставки и российский филиал на базе реального российского юридического лица.
Что происходит сейчас в отрасли? Правительство Московской области в январе этого года объявляет о том, что китайский инвестор вложит более 100 млн рублей в подмосковное производство. Действительно, китайская компания TORKLINK CONTROLS запустит новую производственную площадку на территории индустриального парка «Есипово», управляющей компанией которого является корпорация развития Московской области (КРМО). «Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит более 100 млн рублей. На новом предприятии в г. о. Солнечногорск компания запустит сборочное производство электроприводов для трубопроводной арматуры. После ввода новой площадки в эксплуатацию, там будет создано около 60 рабочих мест для жителей округа», – об этом сообщает на сайте правительства Московской области замппредседателя правительства – министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.
В этом же направлении развивается сотрудничество ПКТБА и крупного китайского изготовителя печатных плат, которые рассматривают развитие своего бизнеса в рамках производственной площадки ПКТБА и Технопроекта. Началось развитие сотрудничества на прошлогодней выставке в Шанхае. Для этого и нужны такие мероприятия. Почти такой же путь проходит развитие отношений между компаниями «ФлоуТехИнжиниринг», Иркутский завод тяжелого машиностроения и Kenzo Control Equipment (Shanghai) Co., Ltd, которые заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве в ноябре 2024 года. В рамках соглашения интеллектуальные приводы Kenzo будут интегрироваться в проекты ИЗТМ, ориентированные на металлургическую отрасль. Технический аудит завода Kenzo, проведенный специалистами ИЗТМ, подтвердил высокий уровень производства и соответствие самым современным требованиям к интеллектуальным приводным системам. «ФлоуТехИнжиниринг» как эксклюзивный представитель Kenzo в России и СНГ обеспечит поставку и сервисное обслуживание приводов. Включение приводов Kenzo в проекты ИЗТМ позволяет «ФлоуТехИнжиниринг» получить доступ к этому важному сегменту рынка, а Kenzo – расширение географии поставок. Так выглядят прозрачные взаимовыгодные сделки, которые начинаются на различных выставочных мероприятиях, отраслевых международных форумах, после взаимных визитов на производство и установления конструктивного сотрудничества специалистов.
Из самого нового – посещение генеральным директором «РЭС Инжиниринг» Сергеем Тихоновым производства нового опорного завода Shanghai EHO Valve Co. Ltd. В рамках визита был подписан рамочный договор, ознаменовавший официальное начало сотрудничества. Это обозначено в публичных корпоративных новостях предприятия. Китайский завод произвел положительное впечатление: современная производственная культура, станки для механической обработки, испытательные стенды, а также наличие высокотехнологичного оборудования, включая робота для автоматической сварки и наплавки. Все это подтверждает высокий уровень организации и потенциал предприятия для сотрудничества. Предприятие в Китае специализируется на производстве запорных клапанов, регулирующей арматуры и сильфонной арматуры. Компания обладает статусом квалифицированного высокотехнологичного предприятия, имеет ряд патентов и демонстрирует устойчивые позиции в отрасли. В рамках этого сотрудничества уже размещен заказ на изготовление 16 обратных клапанов для АЭС «Эль-Дабаа» (Египет) и планируется расширение сотрудничества.
Чтобы прийти к заключению по теме противоречий о целесообразности смены одних брендов на другие, всегда нужно понимать, зачем это нужно и что это даст в результате. Нельзя отталкиваться в оценке только от стоимостной характеристики, нужны взвешенные и грамотные специалисты, владеющие вопросом изнутри, а не те, которые на занятиях по технологии изучали географию. Нельзя себя позиционировать героем старого анекдота про аптеку:
Клиент в аптеке: – У вас есть йодистый калий?
Фармацевт: – Нет.
Клиент в аптеке: – А какой калий есть?
Фармацевт: – Есть цианистый калий.
Клиент в аптеке: – И какая разница?
Фармацевт: – Разница в 3 рубля…
Вывод, который напрашивается уже давно и был озвучен нами в прошлой статье и многими специалистами позже. Надо не смотреть по поверхности на маркетинговые «штучки» в виде красиво накрашенного силлумина или сверкающих светодиодов, а настраиваться на сотрудничество и строить-строить-строить свое! Готовить и мотивировать своих настоящих технических специалистов, исследователей, конструкторов. Это возможно только при сотрудничестве, честном, открытом, прозрачном. Нужно перенимать весь положительный организационный и научно-технический опыт, независимо от географии – это и Азия, и Европа, и Америка. Только так возможно добиться настоящего технологического сувернитета. И нужно продвигать свои бренды – Российская матрешка, чем не бренд. Красивый, со смыслом!
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №4 (91)