Шлифовка и притирка являются одними из ключевых этапов восстановления уплотнительных поверхностей в узлах трубопроводной арматуры. Данные операции необходимы для достижения герметичности, поскольку именно они позволяют устранить дефекты и обеспечить плотное прилегание уплотнительных поверхностей. В ходе эксплуатации основные компоненты и соединения изнашиваются, поэтому возникает необходимость проведения ремонтных работ для восстановления их работоспособности. Частыми причинами потери герметичности являются значительный износ и недостаточно плотное прилегание уплотнительных поверхностей.
Обеспечение герметичности трубопроводной арматуры – это важный, но трудоемкий процесс. Несмотря на относительно простую конструкцию арматуры, ее ремонт практически невозможен без использования специализированного оборудования и оснастки, поскольку в ходе работ требуется соблюдение ряда технологических операций, строгое выполнение которых критично.
Для эффективной организации предстоящих ремонтных работ анализируются и оцениваются различные критерии: сроки исполнения работ, затраты, экономическая целесообразность, наличие и возможности специализированного оборудования на предприятии для проведения ремонтных работ.
Одним из наиболее эффективных способов ремонта клиновых задвижек является использование переносных станков для шлифования и притирки уплотнительных поверхностей, разработанных специальным конструкторским бюро «ПОБЕДИТ». Данное оборудование активно используются в таких отраслях промышленности, как энергетика (ТЭЦ – теплоэлектроцентраль, котельные: газовые, твердотопливные, мазутные; ТЭС – тепловые электростанции; АЭС – атомные электростанции; ГЭС – гидроэлектростанции), горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, судоремонтная, нефтяная и газовая промышленность, химия, медицина и пищевая индустрия. Наиболее востребованными являются модели ПОБЕДИТ-СПМ-1-150 для диаметров задвижек DN40…150, ПОБЕДИТ-СПМ-1-350, диапазон применения DN40…350, и ПОБЕДИТ-СПМ-1-600, диапазон применения DN200…600. Данное технологическое оборудование спроектировано с учетом различных условий эксплуатации и требований, благодаря мобильной конструкции его возможно использовать как в специализированных ремонтных цехах, так и непосредственно в местах установки арматуры на трубопроводе (в полевых условиях), что значительно ускоряет ремонтные работы, снижает трудозатраты и расходы для предприятия.
Главной задачей при восстановлении уплотнительных поверхностей является достижение полной герметичности затвора. Данное требование возможно благодаря плотному прилеганию обрабатываемой поверхности и техническим возможностям оборудования, которое способно выполнять сложные вращательные движения. Эти условия обеспечиваются благодаря инженерным решениям и конструктивным особенностям оборудования, разработанного специальным конструкторским бюро «ПОБЕДИТ». Привод станка снабжен самоцентрирующимся шарнирным механизмом, что гарантирует полное прилегание обрабатывающего диска с уплотнительной поверхностью арматуры. Использование технологии dovetail и фиксация привода четырьмя зажимными рычагами в упоре станка обеспечивают надежную и удобную фиксацию на корпусе задвижки. Каретки и шпиндели изготавливаются с высокой точностью посадки для подшипника, что исключает возможность возникновения вибрации во время работы.
Процесс шлифовки уплотнительных поверхностей арматуры выполняется с применением самоклеящейся шлифовальной бумаги различной зернистости, наклеенной на торцевые части обрабатывающего инструмента – шпинделя. Основой служит гибкая подложка с закрепленным на ней абразивным зерном. Характерные свойства подложки – это эластичность, гибкость и прочность, имеет водостойкую тканевую самоклеящуюся основу, что упрощает замену шлифовального материала при изнашивании в процессе работы. Абразивный слой изготавливается из черного карбида кремния, электрокорунда и керамического электрокорунда, обладающих высокой твердостью.
Для достижения требуемого качества и шероховатости обрабатываемой поверхности производится смена шлифовальной бумаги от крупнозернистой к более мелкой фракции. Технологический этап повторяется до полного удаления признаков износа и мелких повреждений на уплотнительной поверхности, в результате чего формируется ровная плоскость уплотнительной поверхности для последующего этапа притирки.
Для обработки материалов, обладающих высокой твердостью, как, например наплавленные твердые сплавы на основе кобальта (стеллит), никелевые сплавы, стали с твердостью свыше 45 HRC, быстрорежущие стали, а также арматура, эксплуатируемая при повышенных температурах и покрытая плотной окалиной, рекомендуется применять шпиндели моделей B252-030 SKBPOBEDIT, B252-050 SKBPOBEDIT, B252-080 SKBPOBEDIT, данные шлифовальные инструменты имеют покрытие из кубического нитрида бора (CBN) с размером зерна B252 в гальваническом соединении.
Притирочные пасты применяются для обработки поверхностей, требующих высокой точности плоскостности и шероховатости. В отличие от шлифовальных процессов, где абразивный материал крепится на основе в виде самоклеящейся бумаги, ткани или пленки, при притирке зерна абразива находятся в подвижном состоянии, что обеспечивает более точную обработку за счет подвижного (катающегося) зерна. Для этого используются притирочные диски, изготовленные из серого чугуна и алмазной пасты. Сами пасты представляют собой сложные составы, включающие индустриальные масла, олеиновые либо стеариновые кислоты, абразивные микропорошки на основе электрокорунда, карбида кремния или алмаза. Наносить пасту можно как на обрабатываемую поверхность, так и на притирочные диски. После завершения работы необходимо тщательно очистить и обезжирить обработанную поверхность и притирочные диски.
Помимо расходных материалов, таких как шлифовальные кольца, шпиндели, готовые абразивные эмульсии, эксперты СКБ «ПОБЕДИТ» помогут подобрать абразивные материалы и пасты, специально адаптированные под ваши нестандартные задачи.
Для оценки состояния ремонта трубопроводной арматуры, а также качества шлифовки и притирки уплотнительной поверхности используют несколько ключевых параметров: показатели шероховатости обрабатываемой поверхности, точность и погрешность формы, качество прилегания уплотнительной поверхности, а также соответствие размеров и волнистость поверхности.
Ремонтные работы должны проводиться исключительно опытными квалифицированными специалистами, хорошо знакомыми с устройством и назначением трубопроводной арматуры, имеющими необходимое технологическое оборудование и инструмент, а также прошедшими соответствующий производственный инструктаж.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №4 (91)